РГПУ им А.И.Герцена | |||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||
Санкт-Петербург | |||||||||||||||||||
Раздельное по полу обучение: Усиление половой дифференциации или создание "нового типа людей". Лидерство.
Гендерные перспективы. Труды первой
международной конференции.
Санкт-Петербург, 27-28 октября 2003 г. Под
ред. Л. А. Герасимовой. - Санкт-Петербург.
СПбГУ ИТМО. 2004. С. 119-121. (0, 21 п. л.). |
|||||||||||||||||||
Введение
раздельного по полу обучения мешает
полноценному и всестороннему развитию
личности ребенка, «загоняет» в рамки
существующих гендерных стереотипов,
заставляет вести себя исключительно в
соответствии со своей половой
принадлежностью, что усиливает
существующее в обществе гендерное
неравенство. В
настоящее время в России возрождается
система раздельного по полу обучения.
Возникают женские и мужские гимназии,
школы с раздельным по полу обучением,
где существуют классы мальчиков и
классы девочек. Только в Петербурге уже
существуют Женская гимназия № 628, Лицей
Восточной культуры для мальчиков,
русско-турецкий лицей для девочек;
кроме того, школы № 91 и 106, а также
гимназия г. Выборга имеют классы, в
которых мальчики и девочки учатся
отдельно. Женские гимназии есть в
Сыктывкаре, Невтекамске, Киеве, а школы
с раздельным обучением в Москве,
Ярославле, Костроме и список этот можно
продолжить. Создатели этого «нововведения» утверждают, что раздельное обучение более эффективно так как в смешанных классах сложно учитывать особенности мужского и женского мышления. Отмечается то, что мальчиков и девочек нужно учить принципиально по-разному. Например, мальчикам нужно давать больше часов физики, математики, а девочкам литературы, истории, психологии, этики. Кроме того, последователи раздельного обучения считают, что в мальчиках нужно развивать инициативу, активность, а в девочке скорее созерцательность. Именно поэтому мальчики и девочки должны учиться отдельно. Однако каждый педагогический эксперимент должен быть научно обоснован и должен опираться на какую-то научную концепцию. Сейчас сторонники раздельного обучения работают в рамках подхода, который они называют «гендерным». На самом же деле, говоря о гендерном подходе, они имеют в виду и работают в рамках полоролевого подхода.
Теперь давайте посмотрим, какие доводы приводят сторонники специфического, особенного мужского и женского образования, говоря о его целесообразности. 1. Обращение к опыту прошлого, когда существовали женские и мужские учебные заведения. Основной довод руководителей гимназий – что до революции женские образовательные учреждения крайне процветали, что они давали девушкам как раз то, что нужно, что целесообразно возродить эту замечательную традицию. Нелишне вспомнить, что XIX веке образованная женщина – это прогрессивная женщина. Образованные, самостоятельные женщины бросали вызов обществу. Тогда невозможно даже было помыслить о совместном обучении. Сторонники раздельного обучения забывают (или не знают) о том, что в СССР имела место попытка введения раздельного по полу обучения (1943-1954) и она закончилась провалом. Сейчас попытки поворота к прошлому носят достаточно интересный характер. Например, в Петербургской гимназии № 628 ввели должность классной дамы. К каждому классу приставлена классная дама, которая всегда с девочками. Она сопровождает их на переменах, присутствует на уроках. Она выполняет функции воспитателя, считается, что она может помочь девочкам в решении всех проблем. Или еще один пример, девочек учат танцевать такие танцы как мазурку, вальс а так как танцевать им не с кем, то специально для этого устраивают вечера, на которые приглашают кадетов. Не правда ли, похоже на XIX век? 2. Мальчики и девочки имеют сильные различия в познавательной сфере. Известно, что левое полушарие отвечает за математические операции и пространственное воображение, в то время как правое полушарие отвечает за эмоциональные реакции и речь. Доказано, что правое полушарие лучше развито у девочек, а левое – у мальчиков. Благодаря лучшей развитости
правого полушария девочки: -
имеют
лучшие двигательные и мануальные
навыки, рано научаются делать руками
мелкие операции (отсюда традиционно
женской является сфера рукоделия;
также этим объясняется лучший почерк
девочек); -
прекрасно
запоминают мелкие детали: особенности
обстановки, одежды; -
имеют
лучше развитый вербальный интеллект,
речь девочек богаче по словарному
запасу и грамматическому строю; -
в
зашумленном помещении, в непривычной
обстановке лучше сосредотачиваются, у
них выше помехоустойчивость
(отсюда девочкам значительно легче
работать в условиях класса). Благодаря
более высокой развитости левого
полушария мальчики
отличаются: -
лучшими
математическими способностями; -
зрительно-пространственными
способностями. Таким образом, ориентируясь на эти различия, мальчиков и девочек пытаются разделить потому что у них разные познавательные способности. Однако, различия внутри полов значительно превышают различия между полами. Часто встречаются девочки с математическим складом ума, а мальчики – с гуманитарным. Встает вопрос, куда же «девать» этих детей? Основным доводом сторонников раздельного обучения является то, и мальчики, и девочки начинают учиться намного лучше. И происходит это потому, что · учитель опирается на особенности каждого пола, например, девочки лучше выполняют типичные задания, мальчики должны почувствовать себя исследователями (но ведь таким образом учитель загоняет детей в рамка пола, к ребенку относятся только как к мальчику или как к девочке, а не как к личности, что противоречит принципам гендерной толерантности); · мальчики и девочки свободнее чувствуют себя с представителями своего пола, не боятся ответить неправильно (однако гомогенная среда раскрепощает только на то время, пока ребенок взаимодействует в ней, в разнополой группе ребенок в итоге будет чувствовать себя скованно, а ведь мы не собираемся поместить ребенка в однополое гетто на всю жизнь); · дисциплина в классе отличная, потому что дети не отвлекаются, следовательно, не пропадает ни минуты времени зря. 3. Взросление мальчиков и девочек происходит разными темпами: девочки опережают мальчиков в развитии. Получается, что девочки уже взрослые барышни, а мальчики – еще дети. В итоге у девочек складывается образ неполноценного мужчины. Поэтому, считают сторонники раздельного обучения, мальчикам и девочкам лучше учиться отдельно. 4. И самый последний довод, это якобы нежелание детей учиться вместе. Еремеева В.Д. провела опрос школьников шк. № 106 (это школа с раздельными классами). Вот что ответили школьники: «Если бы я учился/лась с мальчиками/девочками я бы, повесилась бы, выбросился из окна, ушел бы из школы, они бы мне все волосы выдрали, стеснялась бы сходить в туалет, они бы нам все нервы истрепали». Согласитесь, что при таком подходе у детей сформировалось негативное восприятие противоположного пола. Весь в обычном классе, из-за того, что учатся вместе с противоположным полом, из окна не выбрасываются и с ума не сходят. Какие же цели преследуют создатели женских гимназии? Какую женщину они хотят вырастить? Заметим, что в первую очередь ЖЕНЩИНУ: «чтобы ребенок был не среднего пола, а конкретно мальчик или девочка». Считаю, что «каждый сантиметр в гимназии должен воспитывать девочку», отметила однажды одна из директрис, имея в виду то, что в школе должно быть уютно, красиво. Звучит несколько абсурдно (ну как, казалось бы сантиметр будет воспитывать девочку?), но подтверждается действиями администрации. Так, в холле Женской гимназии (да и не холле, а так, свободном уголке возле окна) стоит несколько горшков (не кадок, а именно небольших горшков, которым место на подоконнике, а уж никак не на полу) с цветами. Можно ли бегать среди этих горшков? Поверьте, опасно и чревато последствиями. А поставили бы эти горшки на пол, если бы в школе учились мальчики? Нет, ведь мальчикам нужно движение, а вот девочкам следует чинно прогуливаться парами по коридору. Вот как сантиметры воспитывают девочек: просто не дают расслабиться между уроками, воспитывая женственность. Еще один важный момент. Раздельное обучение мешает социализации ребенка, у детей не формируется навыков общения с противоположным полом. Из-за недостатка общения и отсутствия опыта общения происходит идеализация противоположного пола. При раздельном обучении у девочек происходит ориентация на женскую реализацию только в сфере материнства, а мальчики не принимают семейной роли, роли отца. |
|||||||||||||||||||