РГПУ им А.И.Герцена 
 

 

Санкт-Петербург
 

Раздельное по полу обучение: Усиление половой дифференциации или создание 

"нового типа людей".

Лидерство. Гендерные перспективы. Труды первой международной конференции.  Санкт-Петербург, 27-28 октября 2003 г. Под ред. Л. А. Герасимовой. - Санкт-Петербург. СПбГУ ИТМО. 2004. С. 119-121. (0, 21 п. л.).

Введение раздельного по полу обучения мешает полноценному и всестороннему развитию личности ребенка, «загоняет» в рамки существующих гендерных стереотипов, заставляет вести себя исключительно в соответствии со своей половой принадлежностью, что усиливает существующее в обществе гендерное неравенство.

В настоящее время в России возрождается система раздельного по полу обучения. Возникают женские и мужские гимназии, школы с раздельным по полу обучением, где существуют классы мальчиков и классы девочек. Только в Петербурге уже существуют Женская гимназия № 628, Лицей Восточной культуры для мальчиков, русско-турецкий лицей для девочек; кроме того, школы № 91 и 106, а также гимназия г. Выборга имеют классы, в которых мальчики и девочки учатся отдельно. Женские гимназии есть в Сыктывкаре, Невтекамске, Киеве, а школы с раздельным обучением в Москве, Ярославле, Костроме и список этот можно продолжить.

Создатели этого «нововведения» утверждают, что раздельное обучение более эффективно так как в смешанных классах сложно учитывать особенности мужского и женского мышления. Отмечается то, что мальчиков и девочек нужно учить принципиально по-разному. Например, мальчикам нужно давать больше часов физики, математики, а девочкам литературы, истории, психологии, этики. Кроме того, последователи раздельного обучения считают, что в мальчиках нужно развивать инициативу, активность, а в девочке скорее созерцательность. Именно поэтому мальчики и девочки должны учиться отдельно.

Однако каждый педагогический эксперимент должен  быть научно обоснован и должен опираться на какую-то научную концепцию. Сейчас сторонники раздельного обучения работают в рамках подхода, который они называют «гендерным». На  самом же деле, говоря о гендерном подходе, они имеют в виду и работают в рамках полоролевого подхода.

Гендерный подход

Полоролевой подход

Ориентация на нейтрализацию и смягчение различий между полами

Ориентация на подчеркивание различий между полами

Воспитание в духе свободного выбора гендерной идентичности

Воспитание в духе жесткого (предопределенного) выбора половой идентичности

Отсутствие ориентации на «особое предназначение» мужчины и женщины

Ориентация на «особое предназначение» мужчины и женщины

Поощрение видов деятельности, соответствующих интересам личности

Поощрение видов деятельности, соответствующих полу

Выбор видов поведения исходя из конкретной ситуации

Выбор  видов поведения исходя из половой принадлежности

Обоснование нецелесообразности раздельного по полу обучения

Обоснование целесообразности раздельного по полу обучения

Тенденция к размыванию культурально сформированных гендерных схем

Наличие жестких, культурально сформированных гендерных схем

Возможность отступлений от традиционных патриархатных  моделей устройства общества

Осуждение отступлений от традиционных патриархатных  моделей устройства общества

 Но, апелляция к гендерному подходу – частное явление. Чаще всего, эксперименты по раздельному обучению просты. Вдруг, ни с того, ни с сего, классы разделяю, и мальчики и девочки начинают учиться отдельно. Потом (если эксперимент не удался) классы могут снова соединить. О детях, о том, как им адаптироваться к этим новым для них условиям никто особенно не думает.

Теперь давайте посмотрим, какие доводы приводят сторонники специфического, особенного мужского и  женского образования, говоря о его целесообразности.

1. Обращение к опыту прошлого, когда существовали женские и мужские учебные заведения. Основной довод руководителей гимназий – что до революции женские образовательные учреждения крайне процветали, что они давали девушкам как раз то, что нужно, что целесообразно возродить эту замечательную традицию. Нелишне вспомнить, что  XIX веке образованная женщина – это прогрессивная женщина. Образованные, самостоятельные женщины бросали вызов обществу. Тогда невозможно даже было помыслить о совместном обучении. Сторонники раздельного обучения забывают (или не знают) о том, что  в СССР имела место попытка введения раздельного по полу обучения (1943-1954) и она закончилась провалом.

Сейчас попытки поворота к прошлому носят достаточно интересный характер. Например, в Петербургской гимназии № 628 ввели должность классной дамы. К каждому классу приставлена классная дама, которая всегда с девочками. Она сопровождает их на переменах, присутствует на уроках. Она выполняет функции воспитателя, считается, что она может помочь девочкам в решении всех проблем. Или еще один пример, девочек учат танцевать такие танцы как мазурку, вальс а так как танцевать им не с кем, то специально для этого устраивают вечера, на которые приглашают кадетов. Не правда ли, похоже на XIX век?

2. Мальчики и девочки имеют сильные различия в познавательной сфере. Известно, что левое полушарие отвечает за математические операции и пространственное воображение, в то время как правое  полушарие отвечает за эмоциональные реакции и речь. Доказано,  что правое полушарие лучше развито у девочек, а левое – у мальчиков.

Благодаря лучшей развитости правого полушария девочки:

-       имеют лучшие двигательные и мануальные навыки, рано научаются делать руками мелкие операции (отсюда традиционно женской является сфера рукоделия; также этим объясняется лучший почерк девочек);

-       прекрасно запоминают мелкие детали: особенности обстановки, одежды;

-       имеют лучше развитый вербальный интеллект, речь девочек богаче по словарному запасу и грамматическому строю;

-       в зашумленном помещении, в непривычной обстановке лучше сосредотачиваются, у них выше помехоустойчивость  (отсюда девочкам значительно легче работать в условиях класса).

Благодаря более высокой развитости левого полушария мальчики отличаются:

-       лучшими математическими способностями;

-       зрительно-пространственными способностями.

Таким образом, ориентируясь на эти различия, мальчиков и девочек пытаются разделить потому что у них разные познавательные способности. Однако, различия внутри полов значительно превышают различия между полами. Часто встречаются девочки с математическим складом ума, а мальчики – с гуманитарным. Встает вопрос, куда же «девать» этих детей?

Основным доводом сторонников раздельного обучения является то, и мальчики, и девочки начинают учиться намного лучше. И происходит это потому, что

·        учитель опирается на особенности каждого пола, например, девочки лучше выполняют типичные задания, мальчики должны почувствовать себя исследователями (но ведь таким образом учитель загоняет детей в рамка пола, к ребенку относятся только как к мальчику или как к девочке, а не как к личности, что противоречит принципам гендерной толерантности);

·        мальчики и девочки свободнее чувствуют себя с представителями своего пола, не боятся ответить неправильно (однако гомогенная среда раскрепощает только на то время, пока ребенок взаимодействует в ней, в разнополой группе ребенок в итоге будет чувствовать себя скованно, а ведь мы не собираемся поместить ребенка в однополое гетто на всю жизнь);

·        дисциплина в классе отличная, потому что дети не отвлекаются, следовательно, не пропадает ни минуты времени зря.

3. Взросление мальчиков и девочек происходит разными темпами: девочки опережают мальчиков в развитии. Получается, что девочки уже взрослые барышни, а мальчики – еще дети. В итоге у девочек складывается образ неполноценного мужчины. Поэтому, считают сторонники раздельного обучения, мальчикам и девочкам лучше учиться отдельно.

4. И самый последний довод, это якобы нежелание детей учиться вместе. Еремеева В.Д. провела опрос школьников шк. № 106 (это школа с раздельными классами). Вот что ответили школьники: «Если бы я учился/лась с мальчиками/девочками я бы, повесилась бы, выбросился  из окна, ушел бы из школы, они бы мне все волосы выдрали, стеснялась бы сходить в туалет, они бы нам все нервы истрепали».

Согласитесь, что при таком подходе  у детей сформировалось негативное восприятие противоположного пола. Весь в обычном классе, из-за того, что учатся вместе с противоположным полом, из окна не выбрасываются и с ума не сходят.

Какие же цели преследуют создатели женских гимназии? Какую женщину они хотят вырастить? Заметим, что в первую очередь ЖЕНЩИНУ: «чтобы ребенок был не среднего пола, а конкретно мальчик или девочка». Считаю, что «каждый сантиметр в гимназии должен воспитывать девочку», отметила однажды одна из директрис, имея в виду то, что в школе должно быть уютно, красиво.

Звучит несколько абсурдно (ну как, казалось бы сантиметр будет воспитывать девочку?), но подтверждается действиями администрации. Так, в холле Женской гимназии (да и не холле, а так, свободном уголке возле окна) стоит несколько горшков (не кадок, а именно небольших горшков, которым место на подоконнике, а уж никак не на полу) с цветами. Можно ли бегать среди этих горшков? Поверьте, опасно и чревато последствиями. А поставили бы эти горшки на пол, если бы в школе учились мальчики? Нет, ведь мальчикам нужно движение, а вот девочкам следует чинно прогуливаться парами по коридору. Вот как сантиметры воспитывают девочек: просто не дают расслабиться между уроками, воспитывая женственность.

Еще один важный момент. Раздельное обучение мешает социализации ребенка, у детей  не формируется навыков общения с противоположным полом. Из-за недостатка общения и отсутствия опыта общения происходит идеализация противоположного пола. При раздельном обучении у девочек происходит ориентация на женскую реализацию только в сфере материнства, а мальчики не принимают семейной роли, роли отца. 

назад


Hosted by uCoz