РГПУ им А.И.Герцена | |
|
|
Санкт-Петербург | |
Дуализм образа мужчины в популярных журналах: Брутальный супермен и/или инфантильный муж. Гендерные исследования в гуманитарных науках: современные подходы. Материалы международной научной конференции. Иваново, 15-16 сентября 2000 г. Часть II. Социология, политология, юриспруденция, экономика. Иваново: Издат. центр «Юнона», 2000. С.79-83. |
|
Наша работа посвящена изучению образа мужчины в популярных женских и мужских журналах. В принципе, основная цель исследования не только и не столько конкретизация образа мужчины, сколько выяснение, того, какие представления формируют у читателя журналы, т.к. сейчас журнальный мир это не просто набор изданий, это воистину «глянцевый рай»: и выбор огромен, и качество довольно приличное. Журналы манят читателей, ну просто магнитом притягивают. Это уже не просто совокупность кулинарных рецептов, выкроек, рекламы, интервью и полезных советов, это – стиль жизни, особый круг интересов. Проблема же заключается в том, что стиль жизни, который предлагают читателям журналы во многом не соответствует их реальным возможностям, что приводит к нарушению внутренней гармонии личности, порождает фрустрацию. В качестве объекта эмпирического исследования выступают женские («Cosmopolitan», «Лиза» и «Крестьянка») и мужские («Медведь», «Men’s Health», «Playboy», «Обыватель» (приложение к «Крестьянке») журналы. Выбор женских журналов обусловлен их большим тиражом и высокой популярностью среди женщин (по данным опроса читателей и библиотекарей), мужских –тиражом и общей известностью среди населения, т.к. выявить мужчин-читателей популярных мужских журналов оказалось делом нелегким, мужчины или почти не читают издаваемые для них журналы или же просто не признаются в этом. Разработка методики эмпирического исследования заключалась в выборе единиц контент-анализа, которыми являются категории и подкатегории контент-анализа. Выделено 13 категорий и 35 подкатегорий. В качестве категорий выступают роли, виды деятельности, жизненная позиция, различные личностные и социальные характеристики человека. Подкатегории более подробно характеризуют личность. Так, категория «диапазон ролей» подразделяется на такие подкатегории, как «профессиональная», «семейная», «дружеская», «звездная», «сексуальная» роль. Основные из них: положение в семье, основной смысл жизни, владение ситуацией, наличие детей и брака и т.д. Подсчитывалась частота встречаемости категорий и подкатегорий. . Всего проанализировано 148 номеров журналов за 1997-1998 гг. Выбирая тип сообщений, мы использовали все статьи, в которых присутствовал хотя бы один персонаж мужского пола. Проанализировано 1080 мужских образа. Выделены образы мужчины и женщины в популярных мужских и женских журналах. В данном случае под образом мужчины и женщины в популярных журналах мы понимаем некие целостные образы, которые складываются при обобщении всех полученных данных. В выявлении именно этих интегрированных образов и заключается наше исследование. Итак, перейдем непосредственно к анализу полученных данных. Образ мужчины, отраженный в женских журналах это прежде всего образ мужчины для женщины. Это образ, заведомо сознательно нацеленный на женскую аудиторию. Проведенный анализ показал, что достоверных различий между социально-психологическими характеристиками мужчины в анализируемых женских журналах не так уж много, да и имеющиеся различия в основном достоверны лишь на 5% уровне значимости. Т.е. журналы предлагают некий интегрированный образ мужчины. На наш взгляд, это либо образ некого мужского идеала (в понимании женщины), либо наоборот суперотрицательный мужчина, который только и делает, что портит жизнь женщине. Выделено три основных типа мужчин. К первому типу относится мужчина-обидчик (насильник, муж, бросивший женщину без средств к существованию или в ситуации беременности или любвеобильный субъект, для которого женщина как таковая ценности не представляет). Это мужчина, отравляющий своим существованием и без того тяжелую женскую долю. Правда, на наш взгляд, присутствие такого мужчины иногда очень выгодно для женщины, т.к. основной причиной всех мыслимых и немыслимых бед женщины становится коварство мужчины. Таким образом, очень легко оправдывается пассивность женщины, отсутствие у нее стремления и желания самой решать свои проблемы. Помимо этого, присутствие мужчины-обидчика обусловлено тем, что тот, кто потом занимает вакантное место в сердце женщины, становится просто идеалом для читательниц. Это и есть второй тип мужчины - Настоящий мужчина, который делает жизнь женщины сказкой или сном. Этот абсурдно-идеальный мужчина не приходит домой без цветов, носит свою возлюбленную на руках, в общем, заставляет растрогаться любительниц мыльных опер. Заметим, что оба типа как правило сосуществуют в одной публикации (чаще это рассказ, похожий на дурную сказку с хорошим концом) в определенной последовательности: сначала бедную героиню обидел (бросил, предал, изнасиловал, не оценил по достоинству) мужчина-обидчик, потом женщина некоторое время страдает (удаляется от мира, бросается в работу, хандрит, плачет и т.д.), зато в конце все ее страдания сполна вознаграждаются появлением в ее жизни Настоящего мужчины, которого она сначала боится, подозревая в нем грехи прошлого, но потом оценивает по достоинству. Это презентация того мужчины, которого женщина хочет видеть рядом с собой. И независимо от социального статуса, стремлений и убеждений женщины этот образ всегда одинаков. Сильный, активный, решительный - вот он идеал «мужчины для женщины». Любой женщины - и забитой мамаши с семью детьми, и бизнес-леди, и наивной, сентиментальной барышни. Если посмотреть на ситуацию трезво, то нет ничего удивительного в том, что образ мужчины практически всегда одинаков. Нет смысла меняться, искать что-то новое, если ты уже самодостаточен. А мужчина чаще всего таковым и представляется. В образе женщины всегда присутствует какой-нибудь недостаток: если она добродетельная «семьянинка», то, скорее всего, ограниченная (и это называется женственностью), если бизнес-леди, то она непременно потеряла женское обаяние и привлекательность. Т.е. женщина, являясь более несовершенной, нежели мужчина (но зато более реальной, потому что совершенство - это то, к чему можно только стремиться, но достигнуть его невозможно), но все-таки ищущей себя. Мужчину же вполне устраивает роль женского идеала. И последний тип мужчины, транслируемый женскими журналами, это инфантильный мужчина, вернее, мы назовем этот тип инфантильный муж, т.к. этот мужчина никогда не представляется холостым, в отличие от двух предыдущих типов. Инфантильный муж представляется скорее неким домашним животным, тяжким женским бременем, чья основная цель – возлежание на диване и предъявление требований к жене. Либо же это мужчина-неудачник, который не сумел адаптироваться в изменяющемся мире и вынужден в силу ряда причин сидеть на шее у жены. Этому мужчине не нужно проявлять активности, для этого у него есть жена. Обычно женщине удается скинуть ярмо в виде инфантильного мужа и через некоторое время судьба дарит ей подарок в виде Настоящего мужчины. Мужчина в мужских журналах в полной мере представляют собой яркий стереотип маскулинности. То, что представляют нам мужские журналы нельзя даже назвать типом, это просто Мужчина. Независимо от ситуации он всегда активен, профессионален, решителен, способен справиться с любыми проблемами. Ему присущи склонность к соперничеству, он достоверно чаще является хозяином, чем жертвой ситуации. Даже в случае, когда мужчина является второстепенным героем, журналы сообщают читательницам его профессию, это одна из наиболее значимых составляющих имиджа мужчины. Мужчина всегда экстремален, занимается рискованными видами спорта, постоянно участвует в каких-то авантюрах. Женщину он воспринимает лишь в двух ипостасях: сексуального объекта (здесь же даются практические советы) и ... самостоятельной, деловой, самоактуализирующейся женщины. В любом случае мужчина независим: если женщина является сексуальным объектом, то ее просто не принимают во внимание, если же это деловая женщина, то она сама настолько занята, что не имеет возможности предъявлять какие-то требования к мужчине. Мужчина в мужских издания отличается от мужчины в женских тем, что он более самостоятелен (может не только пришить себе пуговицу, но и занимается домашними делами). Точнее, я бы сказала, что он подчеркнуто независим от женщины, может сам справиться с любой проблемой. В целом же, картина достаточно примитивная, не выходящая за рамки традиционно-патриархатной: журналами поощряются стереотипные характеристики мужчины, фемининное же поведение осуждается довольно явно. |
|